Как нематериальная мотивация позволяет снизить текучесть персонала

Кейс компании Pandora
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 8 ноября 2016
Излишняя текучесть персонала — одна из главных проблем всех крупных компаний. В первую очередь с ней сталкиваются организации, работающие в сфере торговли. Считается, что в наш меркантильный век людей можно удержать на рабочем месте преимущественно с помощью денег. Но так ли это на самом деле?
Елена Семенчук,
директор по персоналу АО «ПанКлуб»
В России бренд Pandora заявил о себе в 2010 году. Его официальным и единственным дистрибутором стала компания «ПанКлуб». За шесть лет командой «ПанКлуб» была создана самая крупная собственная розничная сеть ювелирных салонов Pandora в мире.

Сейчас продукция бренда продается в 10,3 тыс. магазинов в 70 странах мира. В России работает 190 магазинов бренда. Совсем скоро их количество будет увеличено до 200. Штат компании насчитывает более 1200 сотрудников, из них в розничной сети трудится около 900 человек.
Несколько лет назад компания Hay Group провела масштабное исследование текучести персонала в 25 странах мира на основе данных 5,5 тыс. сотрудников. Исследователи пришли к выводу, что люди с каждым годом все чаще меняют работу. Самая большая текучесть кадров традиционно наблюдается в розничной торговле. Чаще всего меняют работу продавцы и кассиры. Люди не могут понять, чем они ценны для своего работодателя, а также не видят возможности реализации своих профессиональных и карьерных целей.

Замена одного сотрудника новым обходится компании в среднем в его 12−18-месячную зарплату. Чтобы избежать таких больших издержек, важно не только быстро найти сотрудника на освободившуюся позицию, но и удержать его на рабочем месте. Для этого компании придумывают различные системы мотивации.
Проблемы роста

Pandora в России, как и другие компании сферы торговли, столкнулась с традиционной проблемой текучести персонала, которая особенно ярко выражена в крупнейших городах страны — в Москве и в Санкт-Петербурге. Бренд предъявляет к своим сотрудникам (почти 100% персонала Pandora — прекрасные женщины) более высокие требования, чем конкуренты.

Перед нами стоят задачи обеспечить сервис на высочайшем уровне. Сотрудники, работающие в наших салонах, не просто консультируют покупателей, а помогают им создать из украшений неповторимый образ, подчеркнуть уникальность, понять философию и даже создать личную историю, запечатлев на браслете или в сете колец самое сокровенное. Наши продавцы должны обладать высоким уровнем компетенций, поэтому нас не интересуют люди, которые желают просто ассистировать продаже.

Бренд вкладывает большие средства и усилия в обучение своих сотрудниц, работающих по всей России. С увеличением числа магазинов для компании еще более остро встала проблема удержания персонала. В 2015 году в Москве текучесть кадров на стартовой позиции «продавец» составляла 110%! Похожая ситуация сложилась и в Санкт-Петербурге. Это значит, что в двух столицах состав продавцов в ювелирных салонах бренда ежегодно обновлялся полностью.
Проникнуться брендом

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию и сохранить талантливый персонал, который является носителем «корпоративного ДНК», Pandora в России изменила свои подходы к обучению и оценке персонала, а также в начале 2016 года запустила масштабную многоуровневую систему нематериальной мотивации «Коллекция достижений». Она стимулирует сотрудниц компании проявлять в деле лучшие профессиональные качества и стремиться к максимальной личной эффективности продаж.

На основе системы личной часовой эффективности Pandora ежемесячно в каждом салоне своей ювелирной сети выбирает лучшего продавца. Он получает право месяц, пока не определится следующий победитель, носить не простой, а «золотой» бейдж.

Лучшему сотруднику не вручается никакой дополнительной денежной премии, но он очень гордится своим достижением. При этом компания не несет материальных затрат.
Ежемесячно Pandora выбирает трех лучших продавцов в 16 территориальных группах своей сети. Победители получают в подарок ювелирное украшение — подвеску-шарм, который в качестве символа достижений идет в личную копилку — коллекцию достижений сотрудника.

Для каждого месяца выбирается подвеска-шарм, в которую закладывается определенный смысл. Например, по итогам сентября лучшим сотрудникам вручали шарм «Мудрая сова», которая символизирует тягу к знаниям, мудрость, что вполне логично ассоциируется с сентябрем.

Шарм — не только ювелирное украшение, но и отличительный знак. Все сотрудники розничной сети четко знают, в каком месяце какой шарм вручался. Некоторые продавцы становятся лучшими несколько месяцев подряд, собирая целую коллекцию изысканных подвесок. Это повышает их самооценку, мотивацию и уважение со стороны коллег.

В рамках программы «Коллекция достижений» ювелирный бренд раз в квартал награждает не только своих продавцов, но и управляющих. В каждой группе магазинов выбираются лучшие руководители. Они получают в подарок грамоты и сертификаты на крупную сумму на посещение салонов красоты с большим набором услуг. Суммы одного сертификата достаточно, чтобы несколько раз в квартал посетить салон.
Мы считаем, что наши прекрасные сотрудницы, даже не уезжая в отпуск, должны иметь возможность заниматься собой, отдыхать, восстанавливать силы. Такой подход очень нравится нашим девчонкам.
Логичным завершением цикла годовой программы «Коллекция достижений» станет выбор лучших продавцов и управляющих, который состоится в январе 2017 года — по итогам 2016 года. Среди всех коллективов розничных салонов выберут трех лучших продавцов и управляющих. Их ждут солидные призы. Так, за первое место полагается золотой браслет Pandora, а трем лучшим управленцам сезона-2016 будет подарено незабываемое путешествие в Таиланд, где победители смогут не только насладиться заслуженным отдыхом, но и посетить ювелирное сердце Pandora — производственный комплекс в Гемополисе.

Имеется еще один инструмент программы «Коллекция достижений», который сплачивает команды салонов. У Pandora есть свой корпоративный символ. Это удивительный зверь «ШмелеЖирафоЛев», который является собирательным образом шмеля, жирафа и льва, символизирующих корпоративные ценности бренда. Лев — команда (pride), шмель — достижение результата (performance) и жираф — увлеченность (passion). Раз в месяц по показателям выполнения плана выбирается лучший магазин всей розничной сети Pandora в России. Именно его витрину до следующего подведения итогов, то есть целый месяц, будет украшать корпоративный символ бренда.

Наш символ путешествует по всей стране. Сотрудники очень гордятся тем фактом, что именно их магазин стал лучшим. Символом с интересом любуются и наши покупатели, таким образом соприкасаясь с нашей корпоративной культурой и радуясь тому, что оказались в лучшем салоне розничной сети.

Все результаты программы «Коллекция достижений» подробно освещаются в ежемесячном корпоративном дайджесте бренда в России. В нем также печатаются материалы, которые присылают и сами сотрудники. Некоторые управленцы даже посвящают своим продавцам стихи, которые вскоре оказываются на страницах корпоративного издания.
Это работает

Программа «Коллекция достижений» показала хорошие результаты. Всего за девять месяцев работы текучесть младшего персонала в Москве и Санкт-Петербурге снизилась со 110% до 60%, то есть, почти в два раза. В следующем году программа в немного обновленном виде продолжит свою работу.

Неважно, в какой отрасли у вас бизнес, если вы даете своим сотрудникам понимание того, что они важны для вас, что успех компании строится именно ими, они будут ценить свою работу. Не все меряется исключительно окладами. Признание и самореализация — основные потребности человека. Важно, чтобы сотрудники имели возможность их удовлетворить.

Воспользоваться позитивным опытом Pandora могут самые разные компании. Как показывает практика, при правильном подходе нематериальная мотивация может принести вполне ощутимые материальные плоды.

Текст:
Анна Чуксеева